МЕГАРСКАЯ ШКОЛА, мегарики – одна из
сократических школ, основана Евклидом из Мегары, существовала на протяжении IV
– начала III в. до н.э. Принято выделять три этапа существования Мегарской
школы в связи с тем, что ближайших сторонников Евклида называли «мегариками»,
потом – «эристиками» (греч. «спорщики»), а позднее – «диалектиками», потому что
эти философы представляли свои логические аргументы в форме вопросов и ответов.
К «мегарикам» относят Евклида и Стильпона, к «эристикам» – Евбулида и Алексина,
к «диалектикам» – Диодора Крона.
Основное внимание в раннем учении Мегарской
школы (Евклид) было сосредоточено на этике (влияние учения Сократа о едином
благе) и метафизике (влияние учения элеатов о едином бытии); позднее –
исключительно на логике («эристики» и «диалектики»), что также можно возвести к
тем же источникам – сократовскому методу вопросов-и-ответов и парадоксам Зенона
Элейского. После Евклида этической проблематикой более всего занимался
Стильпон, который доказывал самодостаточность добродетели для счастья. Школа
была известна разработкой 1) логических парадоксов, в т.ч. софистических уловок
(Евбулид); 2) модальной логики (Диодор Крон и Филон); 3) теории правильной
импликации (Диодор и Филон).
Наибольшую известность приобрели логические
парадоксы мегариков, особенно приписываемые Евбулиду: Лжец (истинно или ложно
высказывание «Я лгу?»), Покрытый (Знаешь ли ты покрытого покрывалом человека? –
Нет – Но это твой отец. Следовательно, ты не знаешь своего отца), Рогатый и ряд
других. Также известен т.н. «главный аргумент» Диодора Крона, согласно которому
возможное определялось как то, что истинно или в настоящем, или в
будущем.
Важны две линии влияния мегарских идей. 1)
Мегарики и Аристотель: в Метафизике Аристотель критикует анонимных «мегариков»
за неверное учение о возможности (Met. IX 3). 2) Мегарики и стоики: неоспоримо
влияние Мегарской школы на формирование стоической пропозициональной логики
(стоик Зенон учился у Диодора Крона). Стоики и «диалектики» были создателями
новой, не-аристотелевской, логики, в которой за базовые единицы были приняты не
предикаты, а целые высказывания.
Евклид из Мегары (ум. после 369 до н.э.) –
древнегреческий философ, последователь Сократа, основатель Мегарской школы. По
преданию, именно к Евклиду приехали искать убежища афинские друзья Сократа (в
том числе и Платон), устрашенные его казнью. Как все видные сократики, Евклид
писал сократические диалоги: Ламприй, Эсхин, Феникс, Критон, Алкивиад и О любви
(не сохранились). Взгляды Евклида, по мнению античных доксографов, сформировались
под влиянием не только Сократа, но и Парменида: существует только одно благо,
лишь называемое разными именами: иногда мудростью, иногда богом, а иногда умом
и прочими наименованиями, а противоположное благу он отрицал, заявляя, что его
не существует. Монизм Евклида также выражался в признании им одного бытия,
одной добродетели. Евклид критиковал способ доказательства по аналогии, к
которому систематически прибегали Сократ и Платон: заключения по аналогии
опираются или на сходное, или на несходное; если на сходное, то лучше уж
обращаться к самому предмету, а если на несходное, то и сама аналогия неуместна
(Диоген Лаэрт. II 107).
В историко-философской литературе начала 20 в.
было принято считать, что у Евклида и мегариков было какое-то свое учение об
идеях, которое критикуется в платоновском Софисте, однако эта мнение было
отвергнуто.
Диодор Крон (конец 4 в. до н.э.) –
древнегреческий философ, представитель Мегарской школы, которая в поздний
период своего существования носила наименование «диалектической школы».
Получили широкую известность его 1) трактовка понятия возможности (он полагал,
что возможно только то, что действительно); 2) формулировка условий правильной
импликации; 3) учение об «амерах» – не имеющих частей тельцах, аналогичных демокритовским
атомам. Это понятие Диодор распространял на понятие пространства (для которого
постулировались неделимые микро-объемы) и на понятие времени (для которого
постулировались неделимые мгновения); 4) аргументы против существования
движения. Одно из доказательств согласно Диодору: ничто само не движется, но
только бывает подвинуто; тело, не имеющее частей (амера), должно находиться в
не имеющем частей месте и поэтому не должно двигаться ни в нем (поскольку оно
заполняет его, а движущееся должно иметь место, большее себя), ни в том месте,
в котором оно не находится (поскольку оно уже не находится в том месте, чтобы в
нем двигаться). Получается, что о движении можно судить только как о
свершившемся факте, мыслить его как процесс невозможно. Аргументация Диодора
против движения сопоставима с апориями места и движения у Зенона Элейского.
МЕГАРСКАЯ ШКОЛА.